В Праге

В Праге без противоречий уживаются приметы самых разных времен. Государство охраняет художественно ценные памятники социализма столь же бережно, как средневековые собор Святого Вита, Пороховую башню или Вышеградскую крепость. Прага меняется не торопясь, но в итоге умудряясь поспевать за архитектурной модой, добавляя к уже существующему новое и часто сохраняя старое. Этот город тем и хорош, что у него нет идеологического мифа, нет урбанистической сверхзадачи — хотя, естественно, имеются свои многочисленные легенды и предания. Этот город устроен без помпезности и без претензии на статус великой метрополии: для всякого здесь живущего и сюда приезжающего найдется вдоволь свободного пространства, никто никому ничего не навязывает, зато у каждого, кто навсегда или на время захотел почувствовать себя пражанином, множество выборов.

Прага рассредоточена и децентрализована во многих отношениях. Девиз, в стародавние времена начертанный золотом на Староместской ратуше — Praga caput Regni, «голова королевства», — теперь не более чем фигура речи, ведь на самом деле здесь каждый сам себе голова. Чешская столица похожа на тщательно перемешанный винегрет, ингредиенты которого хороши в качестве компонентов общего вкуса. Прага формировалась как город по крайней мере четырех культур— чешской, поскольку славянские племена, собственно, основали селение у Влтавы и в нем испокон веку живут; немецкой, поскольку Богемия долго входила в состав империи Габсбургов; еврейской, поскольку к XIII столетию здесь образовалось крупнейшее в Центральной Европе гетто; романской,
поскольку весь пражский архитектурный ренессанс и почти все роскошное пражское барокко — дело рук итальянских зодчих и мастеровых.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>